“Эйр Астана” первой среди авиакомпаний СНГ купила “Эйрбас А320 NEO” - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
“Эйр Астана” первой среди авиакомпаний СНГ купила “Эйрбас А320 NEO”

“Эйр Астана” первой среди авиакомпаний СНГ купила “Эйрбас А320 NEO”

Наверное, мне повезло. Я видел, как у нас производят автомобили, делают колбасу, разливают водку и сочиняют законы с госпрограммами. Но впервые – как собирают самолеты во Франции. Удалось даже посидеть и в салоне лайнера, еще не пропахшем пассажирами, и в кабине пилотов. Хотя в салоне, доложу вам, все же комфортабельнее.

  • 19 Ноября 2016
  • 2825
Фото - Caravan.kz

148-местный “басик” с приставкой NEO – первый из 11 самолетов, которые “Эйр Астана” должна получить к 2019 году. На сегодня это самая эффективная, экологичная и быстроокупаемая авиамашина в мире. Комментируя сделку, исполнительный директор компании ALC Алекс ХАТИБИ сказал:

– 15 лет назад я встречался в Лондоне с представителями “Эйр Астаны”, которая только-только создавалась. Тогда мы обсуждали ее перспективы (пауза с кривой ухмылкой – явно не верил в них. – Авт.). А сегодня мы поставляем ей самые крутые самолеты, черт возьми (хитрый и победный взгляд на президента “Эйр Астаны” Фостера). Питер, поздравляю с отличной работой, у тебя есть все шансы рулить одной из самых рентабельных компаний мира!

Г-н Фостер тоже не полез за словом в багажный отсек:

– 14 сентября 2001 года наша компания существовала только на бумаге. Даже не на бумажке, а на салфетке. Так, что-то набросали по-быстрому. Но Президент Назарбаев увидел перспективы и поддержал нас. Поэтому сегодня мы здесь, Алекс!

Справка “КАРАВАНА”

А320 NEO – это более комфортабельный салон, 15 процентов экономии топлива, снижение выбросов СО2 в атмосферу на 5 тысяч тонн в год и прочие существенные преимущества перед главным конкурентом – “Боингом”. Поэтому сегодня семейство А320 – самые коммерчески успешные узкофюзеляжники в мире.

Airbus продал уже почти 13 тысяч машин. Портфель заказов приближается к 17 тысячам. Каждые две секунды в мире садится или взлетает именно модель 320. Операционная надежность ее составляет 99,7 процента.

В финале торжественной части презентации, которая проходила в аэропорту Тулузы, на сцену выскочили танцор с партнершей – во всем белом. Не из “Мулен Руж”, конечно, но что-то отдаленно напоминало. Зато “апофеозо” впечатлил: раздвинули они задник. А за ним – буквально носом в окно – наш, эйрастанинский 320 NEO уперся! И буквы на лбу кабины – КВН: имя собственное борту уже присвоено. Аплодисменты, местное шампанское, фуагра (куда ж тут без этого), восторженные вопли коллег и гостей, селфи…

Да, когда местная охрана разрешила журналистам снимать внутри самолета – столпотворение началось, как при посадке на борт. Даже президент “Эйр Астаны” Питер ФОСТЕР, пожелавший сфотаться со стюардессами, оказался в хвосте очереди.

Немного истории и детективов

После Второй мировой войны на рынке авиастроения рулили Штаты. Американские компании “Боинг”, “Макдоннел-Дуглас” и “Локхид-Мартин” оккупировали его почти на 90 процентов. К середине 60-х в Европе очухались: мы же не лохи! И вот тогда Франция, Германия и Великобритания затеяли проект Airbus – создание 300-местного лайнера. Уникальный случай, когда Старый Свет выступил против Нового единым фронтом.

Первый “Эйрбас” взлетел в 1974 году именно из Тулузы. Почему отсюда? Да потому, что именно тут когда-то начали собирать “этажерки” типа “Блерио” с обычным стулом вместо кресла пилота. Зато эта “деревяшка” ровно 100 лет назад пересекла 40-километровый Ла-Манш за полтора часа!

История Эйрбаса: От
История Эйрбаса: От "этажерки" до супергрузовика

Похоже, что янки не могли простить ни первое, ни второе, ни третье. Третье – это первый сверхзвуковой пассажирский лайнер “Конкорд”, произведенный в Тулузе в конце 60-х. Который сразу стал успешным конкурентом американцам. И вот тут начались странности. Если верить истории, сразу несколько человек, причастных к разработке “Конкорда”, попали в аварии. Кто-то покончил с собой. А потом один лайнер потерпел крушение, с другими случались разные случайные неприятности. В итоге в начале 2000-х проект был свернут. Жаль…

В общем, трудно прорваться на американский рынок европейскому проекту.

Это не модель. Даже не игрушка
Это не модель. Даже не игрушка
Но даже на этом фоне люди делали селфи
Но даже на этом фоне люди делали селфи

А вот это уже не байка. Это реальная история. В начале 70-х крупная авиакомпания “Истерн эйрлайнс” под пилотированием ее президента астронавта Фрэнка Бормана (бывшего командира экипажа “Аполлон-8”, очень жесткого человека и бескомпромиссного переговорщика) согласилась взять четыре “Эйрбаса” для тестирования в самых изуверских условиях. За небольшую плату: понравятся – заберем их без вопросов. Нет – извините. Борман (фамилия обязывает!) гонял борта над Сахарой и Антарктидой, океанами и горами, днем и ночью. В итоге написал тогдашнему президенту “Эйрбаса” благодарственное письмо и предложение на покупку 23 машин. После такого кредита доверия и другие американские компании начали у европейцев заказывать.

Сейчас “Эйрбасы” теснят на мировом рынке “Боинги”.

Сегодня компания Airbus – это 700 гектаров сборочных корпусов, авиамузей и штаб-квартира, окружающие аэропорт “Бланьяк” в Тулузе.

…совсем не так, как поезда!

Как собирают “Эйрбасы”? Хвосты привозят из Испании. Двигатели – из США и Великобритании, крылья – из Англии. Прочие запчасти и детали – из Индии, Китая, Германии и других третьих стран.

Казахстана, к сожалению, в этом списке пока нет.

Что удивило. Первое: людей почти не видно – они все внутри копошатся. Второе – темпы сборки. Буквально за полчаса при мне сочленили две секции корпуса и начали двигать следующие. Третье – цвет грунтовки фюзеляжей. Спрашиваю гида: почему нос самолета темно-зеленый, а весь корпус – песочного цвета? Ответ убил наповал. Оказывается, фюзеляж исполнен из сверхпрочных композитных материалов. Нос – из алюминия. Потому что на алюминии видны удары птиц-самоубийц. И как расследование на “композите” проводить? Так что “крылатый металл”, как еще недавно называли алюминий, рано списывать в утиль.

Справка “КАРАВАНА”

Первую тысячу самолетов компания Airbus произвела за 19 лет. Последнюю тысячу – за последние 19 месяцев. Сегодня портфель заказов компании расписан на 10 лет вперед почти на триллион евро. Хотя от создания первой детали машины до продажи готового изделия проходит почти год, включая его тестовые полеты.

Пощупать-потрогать-понюхать не дали. Режимный объект! Зато в салоне для покупателей, где стоят полностью оборудованные фюзеляжи всех моделей “Эйрбасов” в базовой комплектации (правда, без крыльев и хвостов), это разрешили.

По словам гида Константина, заказчики могут потребовать изменить ширину кресел, увеличить /уменьшить проходы. А в салонах бизнес- и 1-го класса (это уже относится к здоровенному летающему двухэтажному Ноеву ковчегу под названием А380) вообще беспредел. Покупатели могут пожелать увеличить ширину спальных мест в специальных каютах до 25 дюймов (дюйм – 2,54 сантиметра), установить не два, а три унитаза рядом с душем. Ну и подвинуть барную стойку, биде или мангал влево-вправо на метр-два.

– Константин, много приходится менять?

– Если арабы или Сингапур с Гонконгом – часто. Сузить проход или ширину – это чтобы получить большую прибыль за счет количества пассажиров. Если шире, то комфорт обойдется пассажиру дороже. Но это конкуренция. Захочет клиент 10 или 14 спальных купе – запросто. СПА-салон – без проблем установим. Любой каприз за ваши деньги!

– Сейчас в 380-м от 500 до 850 мест. И все летают в большие города.

– Для Казахстана такой самолет сейчас не актуален: неокупаемая пока для вас игрушка… С другой стороны, к 2025 году количество мегаполисов в мире вырастет до 90 штук. И тогда спрос на эти многоместные “такси” для богатых клиентов вырастет многократно. Вообще, 380-й “Эйрбас” – это ответ на растущий спрос на авиаперевозки. Поэтому скоро в Гамбурге тоже откроется сборочная линия…

А 380-е в ожидании покраски и клиентов
А 380-е в ожидании покраски и клиентов

Видели бы вы салон 1-го класса в 380-м! Лежачие кресла со здоровенным телеэкраном под носом и раскладывающимся дастарханом перед животом. Самый дешевый билет в этом летающем дворце стоит 20 тысяч долларов – почти как полуубитая однушка в Алматы. В проходах можно играть в гольф, выгуливать собак или кататься на самокате…

"Супергуппи" — самолет для перевозки самолетов

Но больше всего меня поразило умение французов зарабатывать не только на настоящем и будущем, но и на прошлом. В музее Airbus можно увидеть летательные аппараты, которым 100 лет, истребители и штурмовики последних войн, пассажирские и грузовые самолеты (включая знаменитый “Супергуппи”). Единственная иностранная машина там – советский Миг-15. Туристы любят селфиться на его фоне.

Конкорд снаружи...
Конкорд снаружи…
...и внутри…и внутри

Алматы – Тулуза – Алматы