Что общего между налогами в Казахстане и стриптизом - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Что общего между налогами в Казахстане и стриптизом

Что общего между налогами в Казахстане и стриптизом

Как красиво раскрутить бизнес вокруг фискального “шеста”, получить удовольствие для бюджета, но не оставить страну в одних трусах

  • 5 Декабря 2017
  • 3045
Фото - Caravan.kz

Разговоры о том, что в Казахстане может появиться налог на движимое имущество, как в России, добавили перца в дебаты о затянувшейся фискальной реформе. Судьба самого “коррупционного” налога – НДС и самого гуманного – специального режима налогообложения до сих пор не решена, хотя законопроект вроде как и готов, его нам обещают подать аккурат к новогоднему столу. Ох, не люблю я эти “новогодние законы”. Всегда есть опасение, что из вкусного торта с вишенкой вдруг выпрыгнет сюрприз. Поэтому пощупаем риски с особым вниманием.

Нет леди Годивы в кабмине

Чтобы уят-положительные чиновники не обвинили автора в чрезмерной пошлости при обсуждении столь важного вопроса, начну с исторических фактов о связи налогов со стриптизом.

1040 год. Центральная Англия. Граф Леофрик, глава города Ковентри и его окрестностей, который облагал народ налогами, придумал очередной способ пополнения бюджета. Его супруга, славящаяся своим благочестием и добрым нравом, сострадая местному населению, постоянно упрашивала мужа снизить размер налогов, чтобы облегчить и без того нелегкую жизнь подданных. Однако все ее мольбы оставались без ответа.

Однажды, как гласит народное предание, граф Леофрик навеселе пообещал облегчить бремя или даже вовсе отменить налоги, если Годива выполнит одно условие, которое он считал совершенно для нее неприемлемым: графиня должна была проехать на лошади по улицам Ковентри совершенно обнаженной. Несмотря на скепсис супруга, леди Годива приняла его условие и 10 июля 1040 года совершила свою легендарную поездку. Что запечатлено на картине Джона Кольера.

В профильных министерствах, конечно, не готовы на столь отчаянные пари. Да и среди наших депутатов, общественников и чиновников, которые должны стоять на страже, едва ли найдутся столь ярые борцы за кошельки обычных граждан. Поэтому в сложившейся ситуации единственные, кто рискует остаться без трусов, – это бизнес и общество.

А решительные меры действительно вскоре понадобятся. Казахстанская налоговая система переживает пубертатный период со всеми вытекающими последствиями. То хочется снизить налоги и помочь бизнесу, то вдруг появляется искушение одним махом решить все проблемы и наполнить бюджет. Какие неприятные сюрпризы ждут предпринимателей в новом налоговом кодексе

Фискальный рай

Долгие годы мы очень гордились нашей фискальной системой. Благодаря новаторам-экономистам мы действительно сумели выплыть из 90-х, даже придумали свой налог, который в народе назвали “упрощенкой”. За что многие очень благодарны, так как смогли раскрутить свои ИП и ТОО. Плюс патенты и разовые талоны вытягивали бизнес за уши из тени. А после диких 90-х научить страну работать легально было очень непросто.

Казалось бы, с тех пор мы стали жить лучше, но вопрос о том, что пришло время реформировать систему, вдруг встал ребром. Нам стали приводить доводы, что у нас очень приемлемая “таксис”- нагрузка. Не жизнь, а фискальный рай. И есть куда расти. Но насколько обоснованны эти заявления?

Сегодня, согласно данным международного аналитического портала PwC, налоговая нагрузка в стране составляет 29,2 процента, и мы занимаем 60-е место среди 190 стран – участников опроса. И защитники повышения налогов любят кивать в сторону США, где нагрузка составляет 44 процента, и Франции, где все 62,8 процента. Но можно ли сравнивать наши экономики?

На этот вопрос мне дал ответ один из самых авторитетных экспертов по фискальной системе в стране экономист Алданыш НУРУМОВ:

– Думаю, некорректно сравнивать наши экономики. Так как их структура и наша несопоставимы, абсолютно разные. При рассмотрении налоговой нагрузки высокая более характерна для развитых стран. Причиной этого, возможно, является высокий уровень жизни, обусловленный широкомасштабными социальными программами, которые требуют значительного финансового и соответствующего налогового обеспечения. Напротив, развивающиеся экономики отличаются низкими ставками. Их приоритетными задачами является форсированный экономический рост, а также привлечение инвестиций и усиление деловой активности, которая требует сравнительно низких налоговых ставок.

– Является ли существующая налоговая нагрузка в Казахстане адекватной в сложившейся ситуации?

– Данный показатель (29,2) находится в пределах критического уровня для фискальной функции (30,7). Однако для производственной функции превышает на 3,4 процента (25,8). Другими словами, налоговая нагрузка на бизнес-единицу в Казахстане незначительно превышает допустимый уровень, при котором снижается объем производства по причине снижения рентабельности. Вместе с тем налоговая нагрузка у нас на переработке самая высокая. Необходимо разрабатывать новые стимулы для отраслей переработки путем снижения налоговой нагрузки за счет снижения ставок КПН до 10 процентов, – говорит Алданыш Нурумов.

По словам эксперта, оптимальная налоговая нагрузка в Казахстане должна быть 20 процентов. А по словам другого эксперта, соавтора труда “Налоговая нагрузка в Казахстане” Раушан РАХИМЖАНОВОЙ, наш оптимальный вариант – 15 процентов.

Мало? Утопия? Отнюдь нет.

Инфографика Айгуль АКЫБАЕВОЙ
Инфографика Айгуль АКЫБАЕВОЙ

Я приведу другие примеры. Самая низкая налоговая нагрузка – в странах Среднего Востока: в Катаре, например, 11,3 процента, в Кувейте – 13 процентов. Почему бы к этому не стремиться? Или вот еще пример: Грузия – 16,4 процента. Кипр, Болгария, Швейцария, Израиль… Все они идут впереди нас по списку. В этой цепочке налоговый рай Казахстана уже не выглядит таким идеальным. А тут еще “перспективы” в виде дополнительных налогов могут замаячить.

А может, налог на бульбу сделать?

Огромным искушением, вызывающим зуд у сторонников идеи пополнения бюджета любой ценой, является пример соседей, которые теперь еще и партнеры и по Евразийскому, и по Таможенному союзу.

Согласно данным PwC, налоговая нагрузка в России составляет 47,4 процента, в Беларуси и того хлеще – 54,8 процента. Медленно, но верно идет унификация по многим позициям, не только границы у нас теперь общие. И перспектива “дорасти до соседей” совсем не радует. А им, думаете, приятно?

Все больше российских и белорусских бизнесменов стали регистрировать бизнес в Казахстане – у нас дешевле. Так что за унификацию налогов будут биться, и нам нужны очень крепкие переговорщики.

– Я думаю этого нельзя ни в коем случае допускать, мы должны сохранить наши позиции. Переговорщикам следует аргументированно доказать наши достижения по данному вопросу, – говорит А. Нурумов.

Кстати, про сюрприз с тортом и вишенкой. Сейчас в России активно обсуждают введение налога на движимое имущество. С 1 января 2018 года придется платить за любую новую технику и оборудование дополнительные проценты. Не станет ли это заразительным примером для наших “креативщиков”? Поговаривают, что идея уже витает.

Мы решили собрать мнение экспертов, чтобы заранее отбить аппетит на такие трюки.

– Это не должно касаться нас. Ибо вызовет очень негативный эффект, рост цен, устаревание оборудования, замедление темпов модернизации, – говорит эксперт Нурумов.

Закон почти готов

Впрочем, пока о налоге на движимое имущество ходят лишь разговоры. Они нервируют, учитывая, что проект нового Налогового кодекса уже скоро вытащат из печи и понесут к столу. Рустам Журсунов: Существующий Налоговый кодекс РК написан иезуитским языком

А вокруг его начинки продолжаются дебаты. По мнению некоторых экспертов, законопроект напичкан странными льготами. И многие изменения еще стоит обдумать. Несмотря на все “поправки с учетом общественного мнения”, он не даст снижения налоговой нагрузки, говорит аналитик общественного фонда “Талап” Аскар КЫСЫКОВ. Это ж как уметь надо!

– Основное, чего удалось добиться, – это сохранение действующих специальных налоговых режимов для малого и среднего бизнеса. Они очень популярны и важны. По нагрузке на фонд оплаты труда будет снижаться социальный налог на полтора процента – до 9,5 процента. Будут частично компенсированы взносы, которые введены на обязательное медицинское страхование. Также к 2020 году будет снижен срок исковой давности по налоговым нарушениям. Коснутся изменения и НДС: будет введен специальный НДС-счет, он станет добровольным.

Это де-юре, но де-факто есть риски: если крупные предприятия будут переходить на НДС-счет, они потянут за собой контрагентов – малый и средний бизнес.

– Была определенная критика, что на самом деле Налоговый кодекс не упростился, там множество ссылок на другие документы. Налоговая нагрузка пока не вырастет, но если смотреть в долгосрочной перспективе на 2020–2025 годы, то рост будет. Окончательной редакции мы еще не видели, но будем изучать внимательно. Пока нам доступна лишь версия, которая висит на сайте министерства нацэкономики, а той, что в парламенте, пока нет. Мы думаем, что к концу года кодекс будет готов. Если он начнет действовать с 1 января, то очень мало времени на его изучение, – говорит эксперт.

В общем, будем надеяться, что праздники нам не подпортят нежелательные сюрпризы. Пусть если и выпрыгивает из торта, то только соблазнительная красотка, как в лучших традициях голливудских фильмов.

Алматы