Чем усыпан ядерный полигон. Окончательный диагноз - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Чем усыпан ядерный полигон. Окончательный диагноз

Чем усыпан ядерный полигон. Окончательный диагноз

Казахстанские ядерщики заявили всему миру – большая часть бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона (СИЯП) абсолютно безопасна, и только несколько десятков квадратных километров земли таят смертельную угрозу.

  • 18 Сентября 2015
  • 4155
Фото - Caravan.kz

В Курчатове состоялась международная конференция “Ядерная и радиационная физика”, в которой приняли участие представители более чем 20 стран – США, Франции, Японии, Бельгии, России, Китая, Азербайджана, Беларуси и других. На суд ученых были представлены среди прочего итоги исследования более трети земель бывшего ядерного полигона.

Terra Incognita

Когда только принималось решение о создании площадки для испытания ядерного оружия, никто не знал, сколько места будет необходимо для таких экспериментов. Земель у СССР, занимавшего тогда шестую часть планеты, было предостаточно, и для военных целей не пожалели отрезать участок с большим запасом. Так внутри страны появилось другое почти автономное царство – со своими закрытыми границами, засекреченными обитателями. Территория была вполне сравнима с иными европейскими странами. Судите сами: если площадь СИЯП составляет 18,5 тысячи квадратных километров, то вся современная Словения умещается на 20,3 тысячи квадратных километров, Черногория – на 14 тысячах квадратных километров.

Но и после того, как полигон достался в наследство независимого Казахстана и был закрыт, он оставался terra incognita: никто не знал, насколько опасна его территория после полутысячи ядерных взрывов.

Тысячи против десятков

– С 2008 года мы системно ведем работу по исследованию состояния территорий СИЯП, – заявил руководитель Института радиационной безопасности и экологии (ИРБЭ) Национального ядерного центра РК Сергей ЛУКАШЕНКО. – Шаг за шагом мы проверяем все участки. Уже исследовано около 7 тысяч квадратных километров, из них 6,6 тысячи безопасны. Эти земли могут использоваться в народном хозяйстве без ограничений. Еще около 300 могут быть рекомендованы для промышленного использования. Оставшаяся малая часть является опасной с радиационной точки зрения. То есть можно использовать тысячи квадратных километров, и только десятки – нельзя.

Ученые заявляют: проведены все необходимые исследования по всем видам изотопов – цезию, стронцию, плутонию, тритию, америцию. Проверены тысячи образцов всех сред – почвы, воздуха, воды, растительного и животного мира.

Где густо, а где пусто

– Такое большое количество взрывов, проведенных в таких разнообразных условиях, как это было на СИЯП, привело к специфической обстановке, – пояснил Лукашенко. – И нужно определиться: если какие-то участки не загрязнены, то они должны использоваться. А там, где это невозможно, должна быть система жесткого ограничения доступа.

Сегодня учеными обследованы три испытательных площадки, на которых непосредственно проводились взрывы, – Дегелен, Опытное поле, Балапан.

– Для обследования радиоактивных объектов только на Опытном поле проведено такое количество гамма-спектрических анализов, которые эквивалентны 2 миллионам проб. Мы выявили все эпицентры испытаний. И результаты доказывают, что источники загрязнения достаточно локальны, они занимают доли одного квадратного километра. Масштабных загрязнений нет. Хотя раньше предполагалось, что здесь все густо посыпано искусственными радионуклидами. Это не так, – уверен руководитель ИРБЭ.

Радиоэкологам предстоит исследовать еще около 12 тысяч квадратных километров полигонных земель.  

Верить – не верить

– Результаты наших исследований были проверены экспертами МАГАТЭ, которые подтвердили высокое качество работ и пришли к выводу, что полученным результатам можно верить, – констатировал Сергей Лукашенко.

В принципе, в задачу ученых не входит реклама потенциально пригодной для использования в сельском хозяйстве или для иных целей земли внутри границ бывшего полигона. В Национальном ядерном центре не раз подчеркивали: задача ученых – выяснить, есть ли там безопасные для жизни участки. Судьбу таких земель решать руководству страны.

Несколько месяцев назад в Абралинском сельском округе состоялись публичные слушания по вопросу передачи некоторых территорий полигона в народное хозяйство. Однако пока окончательных решений не принято.

Семей