“Ваша газета, как и другие средства массовой информации, много внимания уделяет возрождению аула. Все задаются вопросом, есть ли у него будущее. Мое мнение – будущего у аула (или села) нет и быть не может, – пишет в редакцию “КАРАВАНА” пенсионер, экономист по образованию Айтбухамбет МУКАШЕВ.
– Когда в результате научно-технического прогресса произошла смена феодализма на капитализм, стали бурно развиваться города. И люди, для которых новый уклад бытия оказался более привлекательным, побежали туда. Выражаясь языком авторов Манифеста коммунистической партии, – от “идиотизма деревенской жизни”. Сколько с тех пор воды утекло, а мы всё пытаемся их остановить. Зачем?
“Уже без малого 20 лет в Казахстане действуют государственные программы, направленные на развитие села и повышение качества проживания в нем” – прочитал я в одной из статей на эту тему. Но ситуация почти не меняется, несмотря на многомиллиардные затраты. Все мы знаем, что в сельских населенных пунктах даже вода не всегда есть, не говоря уже об удобствах и комфорте. Я думаю, всё это оттого, что ни разработчики программ, ни их критики так и не поняли, что в данном случае хорошо, а что – плохо. Когда мы взяли курс на капитализм (с чем я очень даже согласен), то не учли самого главного. Основной движущей силой при капитализме является капитал. И если он во что-то вкладывается, то всегда ради получения прибыли.
В школы, больницы, стадионы, кинотеатры на селе он вкладываться не будет! Все взоры обладателей капитала устремляются на землю, которая может дать максимальную прибыль. С течением времени на сельских территориях неизбежно появляются крупные молочные заводы, откормочные предприятия с высокомеханизированными процессами, применяются высокие технологии обработки почвы, производства овощей и фруктов. Появляется необходимость в хорошо подготовленных специалистах при общем снижении спроса на рабочую силу. Возникает излишек рабочих рук. Люди, не находящие себе применения в сельской местности (еще одна важная причина исхода сельских жителей), направляются в города. Это объективный процесс, и его не остановить.
Тогда зачем нам бросать громадные бюджетные средства на сохранение сел и аулов? Не лучше ли пустить их на развитие индустриально-промышленных городов? Сельские территории – вечно дотационные. И чем больше мы будем вкладывать в них, тем хуже. Потому что создаваемую на селе инфраструктуру и все прелести “городской” жизни придется поддерживать за счет бюджета. А это практически неподъемная ноша.
Вся история капитализма указывает на то, что альтернативы мегаполисам нет. Только города способны удовлетворить все возрастающие потребности людей. Только города имеют уникальную возможность создавать новые и новые рабочие места. С исчезновением одних профессий там появляются другие. Именно в крупных городах есть благоприятные возможности для малого и среднего бизнеса.
Что я предлагаю? Придать областям статус городов, от которых они берут название. То есть Алматинская область и южная столица должны иметь один статус – города Алматы. Как единое территориальное образование. Численность городского населения увеличивается, но проблем с расширением границ не возникает. То же касается и других областей. Статус горожанина – важный психологический и моральный фактор, особенно для молодежи. С другой стороны, внутри городов окажутся как промышленно-индустриальные пояса, так и продовольственные. Города, наконец, будут сами себя кормить. Начнут решаться проблемы бывших сел и аулов. Яркий пример – присоединенные к Алматы территории некоторых районов. Они очень бурно развиваются. Такая реформа не на словах, а на деле стирает границу между городом и деревней. Город и область взаимно притягиваются друг к другу. "Приезжайте к нам, жильем и работой обеспечим”: как маленькое казахстанское село спасают через WhatsApp
Да, у великого казахского просветителя Абая есть образное выражение: “Аулы – это колыбель нации”. Я абсолютно с ним согласен! Но тут важно понять, что имел в виду поэт. Я думаю, он имел в виду ранний, “младенческий” период существования нации, предполагающий естественное развитие и выход в большую жизнь. В конце концов, каждый из нас когда-то лежал в колыбели, но наши родители не стремились оставить нас там навсегда. Приходило время, и дитя вынимали, ставили на ножки. Проводили красивый казахский обряд – разрезания пут. Я вижу в этом мудрость моего степного народа. Аулы – милое сердцу казаха прошлое. Но его будущее – в городах. Как и любого другого этноса. Процесс концентрации населения в мегаполисах происходит по всему миру, хотим мы этого или не хотим”.