О задержании президента МЦПС “Хоргос” пресс-служба Нацбюро по противодействию коррупции сообщила в понедельник вечером.
– Следствием установлено, что президент МЦПС путем вымогательства через своего подчиненного – руководителя отдела по работе с инвесторами Сайдуллаева – получил взятку в сумме 1 миллион долларов США от представителя ТОО “Хоргос Тюльпан” за положительное решение результатов инвестиционного тендера, а именно: за признание победителем данного ТОО по строительству гостиничного комплекса 5-го класса на территории международного центра. Василий Ни задержан на основании статьи 128 УПК РК. Проводится досудебное расследование, – кратко информировали антикоррупционеры.
Таким образом, летопись “Хоргоса” пополнилась еще одной страницей с уголовным уклоном. До этого было громкое "Хоргосское дело", когда в 2011 году финпол выявил сложную схему контрабанды из Китая в Казахстан. В состав ОПГ входили высокопоставленные чины КНБ, устранявшие конкурентов-контрабандистов по наводке руководителей сообщества. На скамью подсудимых сели 45 человек, 19 объявили в розыск. В итоге шестеро главных фигурантов дела получили в общей сложности 93 года тюрьмы.
– У “Хоргоса” есть одна давняя, очень большая проблема: когда Казахстан и Китай делали взаимную сверку статистики, цифры не сходились, причем на огромные суммы – 3–5 миллиардов долларов. То есть соседи писали, что пропустили товара на 3–5 миллиардов долларов больше, чем декларировала казахстанская сторона. Либо наши вообще не декларировали, либо декларировали те же шубы, как трикотаж, – отмечает представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов.
По логике нашего эксперта, по закону сохранения энергии, эти 3–5 миллиардов никуда не пропадали, а оседали в чьих-то карманах.
– Даже 15–20 процентов с этих сумм – огромные деньги. По предыдущему “Хоргосскому делу” всплыли цифры: чуть ли не по 3–5 миллионов долларов получала казахстанская хоргосская ОПГ в день. В год это как раз те недостававшие в статистике миллиарды. Будучи свободной экономической зоной, “Хоргос” позволяет проводить определенные махинации: можно зарегистрировать фирму и сделать производство на бумаге, а в реальности покупать импортный товар, переклеивать этикетки и ввозить его в Казахстан беспошлинно. И люди не могут удержаться, чтобы не зачерпнуть из этой огромной реки. При этом они понимают, что рано или поздно их поймают, и воспринимают отсидку как естественный риск, – говорит Марат Шибутов.
Что касается задержания главы МЦПС, то эксперт предполагает, что, возможно, это связано со “слишком мизерной степенью законности тендера”, которая выбивалась из общего ряда.
– Есть вероятность и того, что одна элитная группа подставила другую, чтобы завладеть потоками черного нала. У нас ведь сажают не за то, что виноват, а за то, что попался, – говорит Шибутов.
Кстати, о “попавшихся”. Ранее в своей лекции по политической коррупции и лоббизму Марат Шибутов отмечал, что в Казахстане чувствуется квотирование на поимку взяточников.
– Количество возбужденных по коррупционным статьям дел последние годы колеблется в районе 1 200–1 300. То есть каждый месяц в стране ловят 100 коррупционеров – и так продолжается годами. Похоже, что есть определенный план, который выполняют. Сейчас, правда, показатель увеличили до 3,5 тысячи дел – видимо, “планку” повысили, – замечает политолог.
Возвращаясь к хоргосской теме, мы попросили эксперта оценить вероятность для главы МЦПС избежать тюремного срока, выплатив штраф. Как известно, по новому Уголовному кодексу РК с 1 января 2015 года взяточник может оплатить штраф, кратный сумме взятки. Послаблением смог воспользоваться экс-глава АРЕМа Мурат ОСПАНОВ, выплативший в прошлом году миллиардный штраф и не отправившийся на нары.
– Подробности дела пока непонятны, а какой именно ущерб был нанесен государству в результате действий главы “Хоргоса”, должна будет показать экспертиза. Подождем, как будет классифицировано дело, и если Ни вменят только получение взятки, то, возможно, штраф получится оплатить, – говорит Марат Шибутов и напоминает, что на границе “всегда происходит очень много интересных и загадочных случаев, связанных в основном с материальными ценностями”.
– И это такая данность, которую никак не изменить. Хотя, когда закончилось “Хоргосское дело”, статистика стала лучше: наши и китайские данные стали более или менее коррелироваться. То есть чем больше сажаешь, тем больше цифр сходится. Также для улучшения ситуации нужно сделать так, чтобы взятки не за что было давать. Для этого необходимо ввести роботов, автоматизированную систему. И, конечно, должна быть постоянная прямая сверка данных с соседями в электронном виде: сколько стоил товар на твоей стороне, сколько его отправили к нам, по какой стоимости, – заключил Марат Шибутов.
Однако добавил при этом, что рассчитывать на полное искоренение коррупции на границе не стоит.
Астана