Сообщение отечественного Минобра о том, что с 2016 года в первые классы казахстанских школ детей будут принимать исключительно с шести лет, вызвало в СМИ и обществе волну недовольства. Эта истерия выглядела несколько странно. Ведь о том, что дети будут начинать обучение на год раньше привычного 7-летнего возраста, речь шла с тех пор, когда впервые заговорили о внедрении 12-летки. Теперь уже и не каждый эксперт от образования вспомнит, в каком году было положено начало этому разговору, пишет газета "Время".
Встречаясь недавно в Астане с министром образования и науки Асланом Саринжиповым, я первым делом спросила его о том, почему именно сейчас вновь заговорили о детях-шестилетках.
— Если с 2016 года, когда в нашей стране будет внедрено 12-летнее среднее образование, дети по-прежнему будут приходить в 1-й класс с семи лет, то школу они будут заканчивать в 19-летнем возрасте. Согласитесь, это не совсем правильно, — прокомментировал главный педагог страны. — Поэтому мы рекомендуем и будем настаивать на обучении детей, начиная с шести лет. Новый образовательный стандарт, который мы планируем ввести, рассчитан именно на этот возрастной порог.
— Сегодня уже около 60 процентов детей идут в школу с шести лет, — продолжил министр, — и тенденция такова, что не за горами тот день, когда все первоклассники будут 6-летнего возраста, и мы уйдем от проблемы разновозрастных детей в одном классе. Но действовать в обязательно-принудительном порядке, чтобы приблизить тот самый день, мы не собираемся. Я думаю, что лишь в первые годы после введения 12-летки сохранится какой-то процент детей, родители которых будут приводить их в школу с семи лет.
Как известно, разрабатывают новый школьный стандарт специалисты системы “Назарбаев Интеллектуальные школы”, многие педагоги уже проходят соответствующее обучение, а родители морально готовятся к грядущим переменам. Примечательно, что среди сторонников преобразований в основном сами чиновники, затеявшие реформу. Учителей и психологов, работающих с детьми, среди них практически нет. Во всяком случае, на сегодняшний день. И если психологи довольно активно высказываются на этот счет, то педагоги, работники сферы образования, увы, предпочитают помалкивать и не высовываться даже в тех случаях и по тем вопросам, когда это касается их непосредственно.
Тем не менее мы с помощью специалистов попытались смоделировать начальную школу будущего и понять, какой она должна быть. Забегая вперед, отметим: единства мнений пока не наблюдается.
Опрошенные нами эксперты отмечают, что ребенок 6-летнего возраста может концентрировать свое внимание на интересном ему предмете максимум 15-20 минут. Если объект по каким-то причинам его не привлекает, то интерес к нему у ребенка пропадает через 5-10 минут. Именно поэтому, говорят специалисты, занятия с шестилетками должны проходить в игровом формате, быть познавательными и интересными.
— Ребенка в таком возрасте невозможно заставить сидеть и слушать, — говорит психолог Анастасия Стеблянко. — Поэтому в день должно быть максимум три-четыре урока длительностью от 20 до 30 минут — не больше, с переменами от 10 до 15 минут. Детям в таком возрасте важно доходчиво объяснять, как они могут использовать полученные знания на практике, как эти навыки могут помочь в жизни. Например, на уроках математики нужно говорить первокласснику: с помощью полученных знаний ты сможешь подсчитать не только яблоки или помидоры, но и людей, сидящих за столом, чтобы подать им нужное число тарелок. Уроки познания мира нужно стараться проводить на природе, изучать все на практике, а не в теории в помещении класса.
Я провожу обследования будущих первоклашек и могу сказать, что между 6- и 7-летними детьми очень большая разница, — продолжает психолог. — Ведущая деятельность шестилеток игровая. Именно через игру они познают все, что их окружает, общаются с миром. Дети в таком возрасте в силу своего развития не могут мыслить абстрактно — они воспринимают только конкретную, ситуативную информацию. Им сложно усвоить темы, связанные с абстрактными понятиями — стороны света или времена года, например. В 7-летнем возрасте дети перерастают эту ведущую — игровую — деятельность, и она становится учебной. Теперь они дольше могут сосредотачиваться на одном предмете, их познавательные потребности реализуются не только через игру, но и через собственные исследования, наблюдения. А при нынешней наполняемости классов один педагог вынужден уделять внимание 30 детям, и обычно он равняется на успевающее большинство. Соответственно, те, кто что-то недопонимает, остаются в хвосте, начинают отставать в учебе. Вот почему нужно стремиться к тому, чтобы в классе учились дети одного возраста.
Психологи отмечают, что возрастной интервал с шести до семи лет — это период познания детьми своей семьи, окружающего мира, общения с родителями. Именно в этот момент возникает чувство семейной общности и понимание своего места в ней. Ребенок учится отвечать за свои поступки и действия, у него появляются небольшие обязанности.
— Социализация — достаточно сложный процесс, и он должен проходить постепенно. Не стоит его ускорять и погружать ребенка в опережающие его развитие ситуации, — утверждает вице-президент Ассоциации психологов Казахстана Любовь Федорова, выступающая против образования с шести лет. — Психологические трудности сначала могут быть незаметны, они начинают проявляться позже. К четвертой четверти у первоклашек накапливаются переутомление, недовольство, настроение становится плаксивым и капризным, они часто заболевают. Кроме того, отдавая ребенка в школу с 6 лет, мы просто-напросто забираем у него год детства. Не доиграв сейчас, в дальнейшем он постарается неосознанно компенсировать это. Неожиданный игровой период может возникнуть в любое время: в 11 лет — в момент одного из наиболее сложных этапов жизни ребенка, в подростковом или даже зрелом возрасте.
Но если все же будет принято решение о том, что обучение в школах должно начинаться с шести лет, то, отмечает Федорова, будущие первоклассники должны проходить тестирование по трем параметрам: физиологическому, психологическому и интеллектуальному. Ведь одни дети могут быть готовы к школе, а другие нет, и, следовательно, те, кто не прошел тестирование, должны пойти в школу с семи лет. Программа обучения шестилеток, полагает специалист, должна быть максимально облегченной, приближенной к той, которая применяется в подготовительных классах, и обязательно пятидневной. При этом часть уроков должна быть посвящена семье. Система оценивания может быть, но только в эмоционально позитивном формате: здесь у тебя получается, а это нужно подтянуть. Никаких “5” и “2”, никаких “ты хороший, а ты плохой”!
— Нам нужно принять как аксиому, что наши дети будут ходить в школу с шести лет, и постараться приспособить к этому учебные заведения и учителей, — в свою очередь оппонирует врач-психоневролог, доктор психологических наук, профессор Раушан Каримова, подготовившая десятки школьных психологов. — Да, 6-летний ребенок не случайно относится к дошкольному возрасту — его психоэмоциональная сфера является незрелой. В этот период он делает только то, что хочет, в его поведении превалирует мотив удовольствия. И только к семи годам к нему приходит понимание того, что он должен что-то делать. Поэтому нам нужно учесть множество факторов. В первую очередь должно быть сокращено количество основных и внеурочных занятий, которых сейчас очень много. Я считаю, что в первом классе не нужны шахматы или дополнительные языки, например. У шестилеток значительно отличается развитие мелкой моторики. Самое тяжелое для них — способность просидеть за партой с восьми утра до двух часов дня. Эти дети должны находиться в школе отдельно от всех остальных учеников — у них должно быть свое крыло, место, где они могли бы отдохнуть, какие-то диванчики, красочные игровые секторы. Это место должно быть чем-то похоже на дошкольное учреждение. Дети должны много отдыхать, нужно обязательно уделять время физической разгрузке — они в этом возрасте должны прыгать и бегать, а не ходить строем. Нужно развивать их психомоторику, 6-летний возраст для этого идеальный период. Делать это можно при помощи большего количества уроков труда, гимнастики, музыкальных занятий. Нам нужно тщательно подумать и о питании этих детишек, потому что то, как сегодня кормят школьников, оставляет желать лучшего. И, безусловно, все учителя начальных классов должны пройти переподготовку по вопросам психофизиологических особенностей детей 6-летнего возраста.
А тем временем
Некому сеять разумное, вечное…
В самом крупном районе Атырауской области — Жылыойском — остро ощущается нехватка учителей по естественным предметам: математиков, химиков, физиков, а также по начальной военной подготовке. В основном нехватка кадров — в школах с русским языком обучения.
На сессии Жылыойского раймаслихата руководитель районного отдела образования С. Аманшиева сообщила, что в общей сложности требуется 105 учителей!
— У выпускников местных школ тяги к приобретению профессии педагога нет. Часть прибывших в район новоиспеченных преподавателей пришла в педагогическую среду только потому, что не смогла попасть в более престижные, высокодоходные после окончания вуза места! — резала правду-матку чиновница. — Это обстоятельство, несомненно, сказывается на качестве знаний, полученных этими горе-студентами.
Пока в районе пытаются восполнить нехватку кадров с помощью учителей, вышедших на пенсию, но еще могущих сеять разумное, доброе, вечное.